Все пользователи отчетности в той или иной мере при принятии определенных решений проводят процедуры проверки должной добросовестности, которые строятся в несколько этапов.
Этап I. Диагностика предприятия.
Диагностика проводится методом экспресс-анализа потенциала предприятия для привлечения внешних инвестиций. Едва ли имеет смысл предприятию тратить значительные средства в случае, если ситуация на предприятии и в его отрасли настолько безнадежна, что привлечение внешнего инвестора не имеет никаких шансов на успех. В ходе диагностики мы собираем ключевую информацию о предприятии и его инвестиционном проекте (стратегия, рынок, организация и управление персоналом, финансы, логистика), оцениваем положение на предприятии и в отрасли, в частности, с использованием стандартных рейтинговых методик. В результате мы выдаем заключение о целесообразности дальнейших работ по привлечению инвестиций и о том, какие конкретно работы необходимо проделать.
Этап II. Подготовка предприятия к инвестициям.
Выбор форм финансирования требует детального и сложного учета большого количества факторов. Оттого, насколько правильно будет выбрана стратегия заимствования, в значительной мере зависит успех в привлечении инвестиций.
После решения принципиальных вопросов инвестиционного проекта и выбора стратегии заимствования, весь объем информации должен быть обобщен в основополагающих документах проекта.
Бизнес-план представляет собой основополагающий документ, описывающий бизнес-идею предприятия, готовность предприятия к ее реализации, необходимость в дополнительных ресурсах и оценку коммерческой привлекательности проекта. Помимо своей направленности во внешний мир, т.е. для привлечения внимания заинтересованных партнеров, бизнес-план является еще и эффективным инструментом внутренней управленческой политики на предприятии. На этапе реализации проекта бизнес-план становится мощным орудием для эффективного контроля над реализацией проекта и получения обратной связи. Грубо говоря, бизнес-план позволяет взглянуть на проект с точки зрения предприятия и оценить каких результатов добьется предприятие от реализации своей бизнес-идеи и чего для него это будет стоить.
В отличие от бизнес-плана инвестиционный меморандум является документом, обращенным исключительно во внешний мир; другими словами - это предложение к инвестору. Кое-где повторяя бизнес-план, он решает более узкую задачу: продать коммерческую идею инвестору для финансирования. Если бизнес-план - это описание проекта глазами предприятия, то инвестиционный меморандум - это взгляд на проект глазами инвестора. Поэтому инвестиционный меморандум содержит, например, большее количество правовой информации, большее внимание в нем уделяется структурированию конкретной сделки, оценке рисков и способам выхода инвестора из проекта. Получив меморандум, инвестор должен понять: выгодно ли ему сейчас инвестировать в данное предприятие, сколько и на каких условиях.